• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
16369
Психопаты:  генетика vs среда
Физиология

Психопаты: генетика vs среда

Еще в 2005 г. нейробиолог Дж. Фэллон, профессор университета Калифорнии (США), при исследовании головного мозга убийц-психопатов обнаружил ряд закономерностей, свидетельствующих об объективных отличиях их мозга от мозга «нормальных» людей. У психопатов сканирование мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии показывало сниженную активность в зонах лобной и височной долей мозга, отвечающих за эмпатию, этику, способность держать себя в руках. Фэллон исследовал и свой собственный мозг, обнаружив картину, характерную для … психопата-убийцы.

Это открытие настолько поразило ученого, что он обратился к психиатрам и генетикам, которые подтвердили его психопатические наклонности. Чтобы понять, насколько результаты обследования совпадают с его поведением, Фэллон провел беседы с коллегами, родственниками и друзьями. Оказалось, что мало кто из окружения ученого, помимо него самого, был удивлен полученным результатом. Более того, оказалось, что в родословной Фэллона были убийцы, в том числе печально знаменитая Лиззи Борден, респектабельная старая дева, зарубившая своих родителей топором. Мать Фэллона рассказала ему, что в детстве он иногда вел себя очень странно, так что некоторые родители запрещали своим детям общаться с ним, и, наверное, удивились бы, узнав, что этот мальчик вырос в благополучного и успешного члена общества.

Таких личностей, как он сам, называют просоциальными или социализированными психопатами. Он признает, что действительно имеет весьма неприятные черты характера: много врет, пьет, склонен к импульсивным поступкам, мало способен к сопереживанию даже по отношению к близким; ему нравится манипулировать людьми и чувствовать над ними власть. Однако после неприятного открытия Фэллон старается работать над собой. Правда, по его признанию, основной побуждающий мотив – всего лишь гордость, а также желание ответить на этот вызов.

Как же так вышло, что при таких рисках Фэллон стал не маньяком, а ученым? Вообще, насколько сильно наше поведение предопределяется подобными генетическими предпосылками? Раньше сам Фэллон относил себя к последователям генетического детерминизма, считая, что гены определяют все, однако теперь он пересмотрел свои взгляды. Сейчас ученый считает, что недооценивал роль среды в раннем возрасте: свою успешную социализацию он объясняет благополучным детством и любящей семьей.

В развитии человека есть ряд критических периодов: момент зачатия, 3-й и 4-й триместр беременности и, наконец, рождение. После этого восприимчивость к факторам внешней среды снижается, однако в течение первых трех лет жизни идет, в определенной последовательности, становление сложных адаптивных форм поведения. И если течение этого процесса будет нарушено каким-либо стрессорным фактором, формирование правильного поведенческого «образца» также нарушится.

К возрасту половой зрелости влияние внешней среды на психику становится практически неощутимым, хотя полное завершение формирования коры головного мозга происходит примерно к 17–20 лет. После этого поведенческая пластичность практически отсутствует. И хотя некоторые люди способны меняться в более старшем возрасте, это требует больших усилий. Кстати, в связи с этим Фэллон считает, что не следует без особой необходимости участвовать в боевых действиях восемнадцатилетним, мозг которых еще не сформирован полностью. Гораздо меньший вред психике это принесет людям, чей возраст будет старше 25 лет.

Психические болезни и личностные расстройства часто начинают активно проявляться в период полового созревания, однако у детей, имеющих генетические риски в отношении развития психопатии, они могут выявиться очень рано, в возрасте 2–3 лет. Однако говорить о развитии психопатии у маленького ребенка нельзя, как и о том, что он, когда вырастет, обязательно станет маньяком-убийцей. Поскольку в последнем нельзя быть уверенным, то не следует ломать человеку жизнь, навешивая «ярлык» на него и его семью либо начиная его превентивно лечить. Более того, для таких детей особенно важно расти в благожелательной обстановке, вдали от насилия, в том числе и от «привычных» школьных издевок. Нужно стремиться к тому, чтобы никакие внешние негативные воздействия не помешали правильному развитию психики ребенка и не спровоцировали проявление асоциальных качеств в том возрасте, когда человеку нужно сознательно принять поведенческие нормы, принятые в обществе.


По: the Atlantic > HealthTED > Talks > Jim Fallon

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!